Кто такой имбецил — признаки заболевания и способы лечения с фото.
Кто такой
Главная » Психология и отношения » Познай себя »
Кто такой имбецил, известно не многим. Дебильность, имбецильность и идиотия — три стадии умственной отсталости, олигофрении. Умственная отсталость проявляется ещё в детстве, уровень интеллекта, соответствующий определённому возрасту, так и не достигается. В большинстве случаев это является следствием генетических отклонений, другие причины отсталости:
- рождение ребёнка недоношенным;
- родовые травмы;
- интоксикация плода;
- поражения нервной системы.
Описание
При имбецильности дети отстают в физическом развитии, отклонения заметны внешне. Могут присутствовать признаки телесных пороков развития: нарушения формирования головы, недоразвитие конечностей, пальцев, дефекты лица, ушей, глаз, гипогенитализм и др. Могут быть также такие неврологические симптомы, как параличи, парезы.
Имбецилы понимают окружающих, сами могут произносить отдельные слова и иногда даже короткие фразы. Речь состоит только из глаголов и существительных, косноязычна и грамматически неправильна[6]. Как правило, речь состоит из очень коротких стандартных фраз[7], а словарный запас ограничен несколькими десятками слов[6] (иногда до 200—300 слов[8]). Мышление конкретно и примитивно, но последовательно, отвлечения недоступны, запас сведений крайне узок, резкое недоразвитие внимания, памяти, воли. Имбецилы могут образовывать представления, но образование понятий, как более высокий этап психической деятельности, им недоступен или резко затруднён[7]. Воображение у них почти отсутствует[5].
Страдающим имбецильностью удаётся привить основные навыки самообслуживания (сами одеваются, следят за собой, едят) и простейшие трудовые навыки, главным образом путём тренировки подражательных действий[7]. При лёгкой и средней степени имбецильности больные могут учиться во вспомогательной школе, но обучить их удаётся немногому: элементарному счёту (в пределах нескольких единиц[6]), написанию отдельных слов, чтению простых текстов[7].
Эмоции имбецилов более дифференцированы, чем у идиотов[6], они привязаны к родным, адекватно реагируют на похвалу или порицание. Имбецилы лишены инициативы, инертны, очень внушаемы, легко теряются при изменении обстановки, нуждаются в постоянном надзоре и уходе, при неблагоприятном окружении поведение может быть асоциальным. Интересы имбецилов крайне примитивны и ограничиваются в основном удовлетворением физиологических потребностей[7].
Сексуальное влечение у страдающих имбецильностью обычно понижено, но иногда наблюдается болезненно повышенное сексуальное влечение наряду с отсутствием сдерживающих моральных ограничений[5].
По поведению выделяется две группы имбецилов: вяло-апатичные, безразличные ко всему, кроме удовлетворения естественных потребностей (торпидные) и живые, подвижные, непоседливые (эректильные)[7]. По характеру также разделяются на две группы: злобно-агрессивные, упрямые и общительные, добродушные, приветливые, покладистые[7].
Как лечить имбецильность?
Методы лечения имбецилов логично следуют из ответа на вопрос, что такое имбецильность. Полное выздоровление больного недостижимо, все лечебные воздействия направлены на снижение тяжести сопутствующих симптомов и максимально возможную социализацию. Медикаментозное лечение имбецилов производится по следующим направлениям:
- Нейрометаболитики — препараты, питающие ткани головного мозга.
- Дегидратанты — фармацевтические средства, уменьшающие количество судорог. Для этой цели используются и диеты: бессолевая и маловодная.
- Транквилизаторы для коррекции поведенческих девиаций.
- Общеукрепляющие средства, в том числе настойки лекарственных трав.
- В некоторых случаях показаны антидепрессанты.
Для человека, страдающего такой болезнью как имбецильность, очень важен правильный уход, позволяющий предотвратить появление инфекционных заболеваний, в течение года показано трёхразовое лечение в стационаре. Также семьям, в которых воспитывается имбецил, необходима работа с психологом для улучшения адаптации подопечного.
Международная классификация болезней
В МКБ-10 имбецильность подразделяется на умеренную и тяжёлую умственную отсталость. При 35—49 и психическом возрасте 6—9 лет у взрослых ставится диагноз умеренной умственной отсталости (71.), а при IQ 20—34 и психическом возрасте 3—6 лет — тяжёлой умственной отсталости (72.). При тяжёлой умственной отсталости отмечается возможность приобретения только навыков самообслуживания и крайне слабое развитие речи[9].
В МКБ-9 1977 года имбецильностью названа только умеренная умственная отсталость с IQ 35—49[10].
Терапия
Значение слова «имбецил» подразумевает отклонения в развитии мозга. Подобное состояние нельзя устранить полностью. Однако существуют средства для борьбы с его симптоматикой. В качестве способов терапии рекомендуются следующие типы лекарств:
- Медикаменты, улучшающие деятельность мозга.
- Препараты с седативным эффектом, которые применяют при вспышках гнева.
- Лекарства из группы нейролептиков.
Детям с данным диагнозом требуется обучение в специализированных образовательных учреждениях или на дому по особым программам. Для них необходимы занятия с логопедами для усовершенствования речевых навыков.
Также педагоги должны уделять внимание развитию социальных умений, психических процессов.
Примечания
- ↑ 12Менделевич В.Д.
Психиатрическая пропедевтика: Практическое руководство для врачей и студентов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: ТОО «Техлит»; «Медицина», 1997. — С. 444. — 496 с. — ISBN 5-900990-03-6. - Н. М. Трофимова, С. П. Дуванова, Н. Б. Трофимова, Т. Ф. Пушкина.
Основы специальной педагогики и психологии. — Издательский дом «Питер». — P. 103—105. — ISBN 978-5-498-07834-2. - Большой психологический словарь. — ОЛМА Медиа Групп, 2003. — P. 558. — ISBN 978-5-93878-086-6.
- Романова Е. А.
Диагностика заболеваний. Медицинский справочник. — Family Leisure Club. — P. 404. — ISBN 978-966-14-8977-5. - ↑ 123Й. А. Стоименов, М. Й. Стоименова, П. Й. Коева и др.
Психиатрический энциклопедический словарь. — К.: МАУП, 2003. — С. 358. — 1200 с. — ISBN 966-608-306-X. - ↑ 1 2 3 4Н. М. Жариков, Л. Г. Урсова, Д. Ф. Хритинин.
Психиатрия: Учебник. — М.: Медицина, 1898. — С. 486—487. — 496 с. — ISBN 5-225-00278-1. - ↑ 1234567О. В. Кербиков, М. В. Коркина, Р. А. Наджаров, А. В. Снежневский.
Психиатрия. — 2 изд. — М.: Медицина, 1968. — С. 396—397. — 75 000 экз. - Руководство по психиатрии / Под ред. А. В. Снежневского. — М.: Медицина, 1983. — Т. 2. — С. 464. — 544 с.
- Руководство по психиатрии / Под ред. Г. В. Морозова. — М.: Медицина, 1988. — Т. 2. — С. 350. — 640 с. — ISBN 5-225-00236-6.
- World Health Organisation.
Manual of the International Statistical Classification of Diseases, Injuries, and Causes of Death. — Jeneva, 1977. — Vol. 1. — P. 212.
Отрывок, характеризующий Имбецильность
– Пожалу… – начал Долохов, но не мог сразу выговорить… – пожалуйте, договорил он с усилием. Пьер, едва удерживая рыдания, побежал к Долохову, и хотел уже перейти пространство, отделяющее барьеры, как Долохов крикнул: – к барьеру! – и Пьер, поняв в чем дело, остановился у своей сабли. Только 10 шагов разделяло их. Долохов опустился головой к снегу, жадно укусил снег, опять поднял голову, поправился, подобрал ноги и сел, отыскивая прочный центр тяжести. Он глотал холодный снег и сосал его; губы его дрожали, но всё улыбаясь; глаза блестели усилием и злобой последних собранных сил. Он поднял пистолет и стал целиться. – Боком, закройтесь пистолетом, – проговорил Несвицкий. – 3ак»ойтесь! – не выдержав, крикнул даже Денисов своему противнику. Пьер с кроткой улыбкой сожаления и раскаяния, беспомощно расставив ноги и руки, прямо своей широкой грудью стоял перед Долоховым и грустно смотрел на него. Денисов, Ростов и Несвицкий зажмурились. В одно и то же время они услыхали выстрел и злой крик Долохова. – Мимо! – крикнул Долохов и бессильно лег на снег лицом книзу. Пьер схватился за голову и, повернувшись назад, пошел в лес, шагая целиком по снегу и вслух приговаривая непонятные слова: – Глупо… глупо! Смерть… ложь… – твердил он морщась. Несвицкий остановил его и повез домой. Ростов с Денисовым повезли раненого Долохова. Долохов, молча, с закрытыми глазами, лежал в санях и ни слова не отвечал на вопросы, которые ему делали; но, въехав в Москву, он вдруг очнулся и, с трудом приподняв голову, взял за руку сидевшего подле себя Ростова. Ростова поразило совершенно изменившееся и неожиданно восторженно нежное выражение лица Долохова. – Ну, что? как ты чувствуешь себя? – спросил Ростов. – Скверно! но не в том дело. Друг мой, – сказал Долохов прерывающимся голосом, – где мы? Мы в Москве, я знаю. Я ничего, но я убил ее, убил… Она не перенесет этого. Она не перенесет… – Кто? – спросил Ростов. – Мать моя. Моя мать, мой ангел, мой обожаемый ангел, мать, – и Долохов заплакал, сжимая руку Ростова. Когда он несколько успокоился, он объяснил Ростову, что живет с матерью, что ежели мать увидит его умирающим, она не перенесет этого. Он умолял Ростова ехать к ней и приготовить ее. Ростов поехал вперед исполнять поручение, и к великому удивлению своему узнал, что Долохов, этот буян, бретёр Долохов жил в Москве с старушкой матерью и горбатой сестрой, и был самый нежный сын и брат.
Пьер в последнее время редко виделся с женою с глазу на глаз. И в Петербурге, и в Москве дом их постоянно бывал полон гостями. В следующую ночь после дуэли, он, как и часто делал, не пошел в спальню, а остался в своем огромном, отцовском кабинете, в том самом, в котором умер граф Безухий. Он прилег на диван и хотел заснуть, для того чтобы забыть всё, что было с ним, но он не мог этого сделать. Такая буря чувств, мыслей, воспоминаний вдруг поднялась в его душе, что он не только не мог спать, но не мог сидеть на месте и должен был вскочить с дивана и быстрыми шагами ходить по комнате. То ему представлялась она в первое время после женитьбы, с открытыми плечами и усталым, страстным взглядом, и тотчас же рядом с нею представлялось красивое, наглое и твердо насмешливое лицо Долохова, каким оно было на обеде, и то же лицо Долохова, бледное, дрожащее и страдающее, каким оно было, когда он повернулся и упал на снег. «Что ж было? – спрашивал он сам себя. – Я убил любовника, да, убил любовника своей жены. Да, это было. Отчего? Как я дошел до этого? – Оттого, что ты женился на ней, – отвечал внутренний голос. «Но в чем же я виноват? – спрашивал он. – В том, что ты женился не любя ее, в том, что ты обманул и себя и ее, – и ему живо представилась та минута после ужина у князя Василья, когда он сказал эти невыходившие из него слова: „Je vous aime“. [Я вас люблю.] Всё от этого! Я и тогда чувствовал, думал он, я чувствовал тогда, что это было не то, что я не имел на это права. Так и вышло». Он вспомнил медовый месяц, и покраснел при этом воспоминании. Особенно живо, оскорбительно и постыдно было для него воспоминание о том, как однажды, вскоре после своей женитьбы, он в 12 м часу дня, в шелковом халате пришел из спальни в кабинет, и в кабинете застал главного управляющего, который почтительно поклонился, поглядел на лицо Пьера, на его халат и слегка улыбнулся, как бы выражая этой улыбкой почтительное сочувствие счастию своего принципала.
Возможно, будет полезно почитать:
- Таблетки амитриптилин, показания к применению, побочные действия, отзывы, аналоги ;
- Уколы, таблетки Амитриптилин: инструкция, цена, отзывы и побочные эффекты ;
- Амитриптилин Фармлэнд: инструкция по применению ;
- Как и от чего принимают препарат дигоксин в таблетках и ампулах — состав, противопоказания, аналоги и цена ;
- Инструкция по применению мази и таблеток ацикловир Ацикловир активен в отношении ;
- Препарат Ультракаин: инструкция по применению, описание ;
- Ранитидин таблетки: инструкция по применению Ранитидин детям дозировка ;
- Кодировка острого фарингита в мкб ;
Причины и симптомы имбецильности
Причины данного заболевания зачастую сводятся к врожденным факторам и плохой генетике: синдром Дауна, микроцефлия, перенесенные в период беременности инфекционные заболевания, венерические болезни, внутриутробное повреждение плода, травмы при родах.
У страдающих расстройством недостаточно развита моторика, все движения грубые, угловатые, координация их плохая. Им сложно выполнять точные, требующие мелкой моторики игры, действия. Походка, соответственно, неуклюжая, зажатая, присутствует сгорбленность. Лицо у имбецила лишено игры мимики. На нем, обычно застывает непринужденное, глупое выражение, глаза моргают относительно редко.
Большинство больных имеют весьма видные внешние врожденные признаки данного расстройства: приросшие к коже мочки ушей, неправильное строение черепа, особенного его лицевой части. Для них характерна очаговая нервная симптоматика.
Имбецилам сложно овладеть правилами гигиены, однако они проявляют необыкновенный энтузиазм в посильных для них заданиях, гордятся достижениями и успехами, выказывают негодование или радость по различным поводам.
При этом им сложно переключиться на другие занятия, освоиться на новом месте, они проявляют крайнюю несамостоятельность. Причины и симптомы имбецильности достаточно яркие и выраженные, что позволяет отличить это расстройство от иных степеней выраженности олигофрении.
Характеристика заболевания
Основным показателем наличия у пациента той или иной степени умственной отсталости является нарушение когнитивных способностей мозга, к которым относится мышление, память, речь, интеллект, способности к обобщению и абстрактному мышлению.
Имбецильность – остановка умственного развития человека примерно на уровне шестилетнего ребенка.
Его круг общения в обществе ограничивается семьей, близкими людьми или другой небольшой группой людей.
Люди, которым поставлен такой диагноз, плохо и медленно воспринимают звуковую информацию, практически не используют речь в качестве средства общения. Речевой аппарат ребенка развит слабо, но, тем не менее позволяет выразить простые мысли, собственное мнение или желания.
Умственно отсталые личности легко внушаемы, неряшливы и имеют повышенный аппетит, граничащий с обжорством. Пациенты, страдающие от имбецильности, практически не могут освоить даже базовых навыков самообслуживания. Им требуется помощь посторонних лиц при удовлетворении естественных биологических потребностей в течение всей жизни.
Имбецильность не препятствует посещению школьных занятий, но больные дети, как правило, могут усвоить только начальную информацию: счет, чтение и письмо. Однако, эта стадия умственной отсталости характеризуется нормальной физической активностью и некоторыми признаками социальной адаптации. Дети могут устанавливать контакты и общаться с окружающими их людьми.
Симптоматика
Внешне имбецильность может проявляться в особых физических отклонениях. Последние могут быть явными или практически незаметными. По степени тяжести дефекта может определяться стадия умственной отсталости. Младенцы могут иметь слишком большой или маленький череп, проблемы с дыханием, врожденные дефекты сердца. Как правило, такие дети часто заболевают инфекционными заболеваниями, у них плохо функционирует пищеварительная система.
Чаще всего первые опасения возникают у родителей после того, как у их чада проявляются задержки в развитии речи и навыков сидения. Иногда нарушения проявляются по-иному. В более раннем возрасте имбецильность может характеризоваться слишком слабым рефлексом сосания, очень тихим или, наоборот, пронзительным криком малыша.
В дальнейшем дети, страдающие имбецильностью, сохраняют ненормальное отклонение в весе, не приобретают социальные навыки и физические особенности: ауканье, смех, улыбка, мимика.
Описанная выше симптоматика сохраняется и продолжает развиваться в течение всей остальной жизни. Отставание ребенка сразу становится заметным в детском саду или школе, особенно если педагог обладает достаточным опытом. Человек, страдающий имбецильностью, не может адекватно вписаться в группу сверстников, участвовать в совместной деятельности, концентрироваться на выполнении той или иной задачи.
Причины и симптомы имбецильности
Имбецильность проявляется в конкретных симптомах, которые ярко выражены. Причины ее возникновения также разнообразны. Это могут быть патологии половых клеток родителей, которые участвуют в оплодотворении, также неправильное развитие плода во время беременности или различные инфекционные или черепно-мозговые травмы во время родов или в первые годы жизни.
Таким образом, причинами имбецильности являются:
- Генетические мутации.
- Зрелый возраст родителей (после 40 лет).
- Патологии в обмене веществ: фенилкетонурия, сахарный диабет, болезнь Гоше и пр.
- Гормональные нарушения, которые привели к перезреванию половых клеток.
- Хронические тяжелые болезни матери.
- Недостаточное питание матери при беременности.
- Ионизирующее облучение.
- Курение или алкоголизм во время беременности.
- Попадание в организм беременной женщины ядов, тяжелых металлов, химических веществ и пестицидов.
- Употребление наркотиков или злоупотребление лекарствами.
- Несовместимость резус-факторов матери и ребенка.
- Хроническое стрессовое и нервное перенапряжение.
- Травмы во время родов.
- Инфекционные заболевания матери при беременности (ОРВИ или инфекционные болезни половой системы).
- Чрезмерные стрессы.
- Сложности при рождении ребенка.
- Неполноценное питание малыша, нехватка некоторых элементов.
- Травмы мозга у малыша.
- Гидро- и микроцефалия.
- Нарушение головного кровообращения у ребенка.
- Неблагополучная обстановка в среде, в которой ребенок находится: насилие над ним, алкоголизм или наркомания родителей, слабоумие родителей, нечеловеческие условия проживания и пр.
Эти факторы приводят к различным степеням развития имбецильности. Симптоматика варьируется то в меньшую, то в большую сторону.
- Отсутствие обобщенного и абстрактного мышления.
- Возможность обучения простейшим навыкам, но под постоянным уходом.
- Нарушение логической и механической памяти.
- Рассеянность внимания.
- Примитивная речь, состоящая из подлежащих и сказуемых, без применения второстепенных членов.
- Улавливание интонации, жестов и мимики говорящего, но без понимания смысла сказанного.
- Легкая отвлекаемость, несконцентрированность.
- Ограниченный словарный запас (около нескольких сотен слов).
- Малый объем памяти.
- Примитивность речи, неправильное произношение некоторых слов, отсутствие способности построить сложное предложение.
- Долговременное запоминание, искажение воспоминаний.
- Эгоцентризм.
- Малый запас знаний.
- Внушаемость при малой критичности осмысления информации.
- Непонимание абстрактных понятий.
- Повторение за другими слов и фраз.
- Отсутствие склонности к анализу, деланию выводов, сопоставлению.
- Неадекватное сексуальное поведение.
- Отсутствие правильного самоухода из-за неряшливости, несистематичности, неаккуратности.
- Ограниченность в интересах.
- Моральная незрелость, которая проявляется в отсутствии сопереживания, чувства долга, совестливости, сочувствия.
На физиологическом уровне ребенок поздно начинает ползать, ходить, говорить. Он неустойчив, его походка шаткая. Мелкая моторика практически не развивается, движения угловатые и некоординированные. Выражение лица застывшее, туповатое. Отмечаются различные отклонения:
- Оттопыренные уши.
- Неправильный прикус.
- Приросшие мочки.
- Неправильный овал черепа.
- Грубое строение лицевой части.
Имбецильность причины и симптомы
Причины имбецильности кроются в наследственных факторах (микроцефалия, синдром Дауна, внутриутробное поражение плода, перенесенные инфекционные заболевания матерью, краснуха, токсоплазмоз, сифилис), иммунологической несовместимости крови плода и матери, разных вредных воздействиях на плод, родовых травмах.
У страдающих на имбецильность моторика плохо неразвита, движения угловаты и не координированы. Для них недоступны мелкие, точные, ручные двигательные акты. Их походка зачастую скованная, неуклюжая, сгорбленная.
Лицо имбецилов не имеет мимическуой игры, оно застывшее, тупое, мигание глаз очень редкое. Многие больные имеют выраженные врожденные стигмы (оттопыренные уши, приросшие мочки, дефектный прикус, грубое строение лицевого черепа, микроцефальный или гидроцефальный череп). Страдающие на имбецильность имеют очаговые неврологические симптомы. Таким больным сложно овладеть навыками опрятности, однако они с удовольствием принимаются за посильную работу, гордятся успехами и выражают неудовольствие, гнев, если кто сорит в убранном ими месте. При этом больные выявляют плохую переключаемость и крайнюю несамостоятельность.