Заторможенное состояние причины. Причины замедленной речи у взрослых


Какие нарушения речи чаще всего бывают у взрослых

Проблемы с речью бывают не только у детей, которые только учатся говорить. По разным причинам взрослые, которые могли десятки лет говорить совершенно нормально, могут начать терять речь — в нашей клинике мы как раз занимаемся тем, что решаем такие проблемы.

Поскольку взрослые разговаривают уже не первый год, чаще всего их проблемы связаны с травмами или болезнями, которые поражают головной мозг, и с возрастом риск нажить подобные проблемы только повышается. Мы занимаемся лечением афазии и дизартрии — нередких речевых нарушений, которые возникают как раз из-за таких ситуаций.

Причины замедленной речи у взрослых

Замедленная речь у взрослых, может появиться резко или развиваться постепенно.
Причины такого состояния различны: нарушения функционального состояния нервной системы, травмы головного мозга, которые появились после инсульта или тромбоза, или злокачественные новообразования.

Для того что бы узнать, что же делать и от чего замедлилась речь, нужна консультация врача. Только специалист может рекомендовать дальнейшее обследование и способ лечения для пациента с такой жалобой.

Речевые трудности, связаны с замедлением речи

Травма головы одна из причин замедленной речи у взрослых (фото: www.meduk.net.ua)

Речевые трудности встречаются во многих формах, включая заикание, дизартрию, проблемы с голосом и трудности сочленения. Несчастные случаи могут привести к повреждению мозговых центров или ых мышц. Иногда эти патологии исправляются естественным образом, но часто имеют длительные последствия. Некоторые болезни могут вызывать трудности речи из-за дегенерации мышечных и нервных клеток.

У некоторых взрослых проблемы с речью были с детства, а трудности с речью стали проблемой, когда человек стал пожилым. Пациенты описывают это как «препятствие речи», «речевую проблему» или «проблему произношения».

Иногда бывает трудно изменить некоторые речевые трудности, которые присутствовали с детства, настолько они встроены. Проблема замедленной речи чаще возникает вследствие проблем и заболеваний людей пожилого возраста.

Травма головного мозга, вызывающая замедленность речи, может быть вызвана опухолью головного мозга, инсультом, церебральным параличом, долгосрочным использованием определенных лекарств или дегенеративными заболеваниями, такими как болезнь Паркинсона.

Почему возникает замедленная речь у взрослых

Нарушение речи относится к очаговой симптоматике. Нарушение речи может протекать как по типу афазии, так и в более легкой форме – замедленной речи. Чаще всего у человека есть поражения коры доминантного полушария (у левши – правого).

Человек теряет способность частично или полностью пользоваться речью для выражения собственных мыслей и чувств. Еще одна причина расстройства экспрессивной речи при сохранении её понимания (дизартрия). Это поражение мозжечка, базальных ганглиев.

Вследствие нарушения этих анатомических структур могут возникать вялые или спастические параличи речевого аппарата: языка, глотки, гортани, мягкого неба, мышц, поднимающих нижнюю челюсть, дыхательной мускулатуры.

Особенно страдает артикуляция согласных, речь замедленна, иногда прерывиста. При этом голос часто слабый и глухой.

Заболевания, провоцирующие появление замедленной речи

Причины нарушения речи у взрослых людей разнообразны по своей этиологии и патогенеза, с симптомами большого количества заболеваний. Замедленная речь может развиваться постепенно, но может внезапно ухудшить качество речи и вызвать дискомфорт у людей.

Причины:

  • Болезнь Альцгеймера.
  • Опухоли головного мозга.
  • Деменция.
  • Черепно-мозговая травма.
  • Перенесенный инсульт.
  • Транзиторная ишемическая атака (ТИА).
  • Алкогольная интоксикация.
  • Болезни, влияющие на нервно-мышечные структуры, такие как боковой амиотрофический склероз, церебральный паралич, рассеянный склероз.
  • Операция головы и шеи при раке.
  • Неврологические нарушения функций головного мозга, такие как болезнь Паркинсона у старых людей или болезнь Хантингтона.
  • Плохо приспособлены протезы.
  • Побочные действия лекарств, действующих на центральную нервную систему, такие как наркотические анальгетики и противосудорожные.

Мозг является чрезвычайно сложным механизмом и состоит из многих различных рабочих зон. Когда один или несколько компонентов перестают эффективно работать, часто это может повлиять на язык и речь. Степень тяжести замедления речи зависит от локализации процесса и тяжести повреждения. Воспроизведение речевых звуков может быть очень сложным, поэтому речь замедляется.

Совет врача. При любых изменениях речи нужно обратиться к специалисту, чтобы устранить причину, которая может в дальнейшем угрожать жизни человека

Инсульт как наиболее частая причина замедления речи

Инсульт – частая причина нарушений речи у пожилых людей (фото: www.meddoc.com.ua)

Геморрагические и ишемические изменения в сосудах происходят быстро, поэтому симптомы часто появляются внезапно и без предупреждения.

Основными симптомами инсульта являются:

  • Нарушения речи. При повреждении нижних отделов левой лобной доли и нижних отделов теменной у правшей может возникнуть моторная афазия. Больной лишается возможности говорить из-за нарушения речевых двигательных команд. Эти пожилые люди отличаются молчаливостью. Они неохотно вступают в разговор, отвечают односложно.
  • Головная боль – возможно, с измененным сознанием или рвотой.
  • Онемение или неспособность перемещать части лица, руки или ноги – особенно на одной стороне тела.
  • Проблемы с ходьбой – в том числе головокружение и отсутствие координации.
  • Последствия инсульта сопровождаются стойкими изменениями такими, как: проблемы с мочевым пузырем или кишечником, боль в руках и ногах, паралич или слабость на одной или обеих сторонах тела.

Болезнь Паркинсона сопровождается нарушениями речи

Основные симптомы болезни Паркинсона с помощью рисунка (фото: www.nebolet.com.ua)

При болезни Паркинсона часто помимо двигательных нарушений есть патологические изменения процессов фонации и артикуляции. Объем изменений речи зависит от преобладания в клинике ригидности, гипокинезии или дрожания, кроме того зависит от соотношения и степени выраженности последних.

Патологические изменения речи чаще проявляются замедлением речи, снижением звучности голоса, может возникать афония (исчезновения голоса). Беззвучный шепот (практически неслышимый) делает речь человека неразборчивой, что усугубляется монотонностью и исчезновение интонаций, которые свойственны разговорному языку.

У больных с гипокинезией снижается спонтанная речевая активность, их ответы лаконичны, а речь замедленна. При выраженной акинезии речь становится тихой, невнятной, невыраженной и замедленной, поэтому понять пациента становится невозможно. Лишь под влиянием большого волевого усилия человек может произнести слово более громко и четко.

Патологические изменения вовлекают артикуляционные мышцы, что приводит к дизартрии, которая становится основной причиной замедленной речи.

Существует много способов, которыми можно пользоваться в повседневной жизни, чтобы речь была более понятной и простой для понимания.

Номер п/пПолезные советы:
1Делать паузы между выдохами во время разговора
2Использовать легкие и диафрагмальное дыхание во время разговора, чтобы придать голосу больше сил
3Использовать жесты и мимику лица для улучшения информативности речи
4Нужно избегать общения в шумной и отвлекающей среде
5Если возникли реальные проблемы, можно использовать другие формы общения, такие как написание сообщения или использование электронного прибора для разговора

Важно! Если есть опасения по поводу речи и голоса лучше получить консультацию квалифицированного врача или логопеда для оценки степени и дальнейшей коррекции

Источник: https://SimptomyInfo.ru/simptomy/7-zamedlenie-rechi.html

Виды расстройств у детей

Невнятная речь у ребенка связана с различными недугами. К основным из них относят:

  • Внешнее оформление высказывания – это расстройства произношения.
  • Внутреннее оформление – системное расстройство речи.

Ребенок начинает пользоваться вербальной и невербальной речью уже с рождения. Это помогает оценить степень его развития – достаточно ли хорошо ребенок владеет навыками коммуникации для своего возраста.

У детей речевым дефектом может считаться отсутствие каких-либо признаков развития, которые характерны для конкретного возраста:

  • в первый месяц жизни – крик при каком-либо неудобстве;
  • к четвертому месяцу – отсутствие реакции малыша на обращение к нему;
  • к пятому – шестому месяцу – не произносит отдельные сочетания звуков и не следит за предметами, на которые указывают взрослые;
  • к седьмому месяцу – не привлекает к себе внимание произношением звуков;
  • к девятому месяцу не произносит простые слоги;
  • к десятому месяцу не произносит слоги и не отвечает на жесты (кивки, махание рукой на прощение);
  • к году — полутора лет жизни не выполняет простых просьб и не произносит простые слова (мама, папа, дай);
  • ко второму году жизни не может осмысленно говорить.

Но не стоит воспринимать эти задержки слишком серьезно, все детки развиваются по-разному. Если вы замечаете небольшое отставание в этом нет ничего страшного, просто следите за этим.

В старшем возрасте речевые отклонения могут проявляться в нечеткости речи (проблемы с дикцией), ее полном отсутствии или невозможности правильного произношения некоторых звуков.

Чтобы точно установить характер патологии, нужно обратиться к врачу. Такими нарушениями занимаются следующие специалисты:

  1. невропатолог (определит состояние головного мозга малыша, исключит патологии центральной нервной системы);
  2. отоларинголог (выявит нарушения слуха ребенка при их наличии);
  3. психолог (необходим детский специалист: он определит состояние психики ребенка).

Если предыдущие специалисты не выявили отклонений, развитием речевого аппарата малыша должен заняться логопед.

Причины нарушений

Чаще всего проблемы со звукопроизношением у детей возникают вследствие следующих факторов:

  • генетические нарушения (поздняя речь у одного из родителей, неправильный прикус, аномалии зубов, нёба, заикание, неправильное функционирование мозговых центров, ответственных за устную коммуникацию);
  • болезни, которые были у ребенка в первые годы жизни (инфекционные и бактериальные инфекции, травмы горла, нёба или полости рта, травмы головы, воспаление ушей);
  • травмы, полученные при родах (удушение, малый вес ребёнка при рождении, травмы из-за узкого таза матери или медицинских инструментов);
  • внутриутробные отклонения (гипоксия, инфекционные болезни, которая мать перенесла при беременности, травмы, резус-конфликт ребенка и матери, недонашивание или перенашивание ребенка, угроза прерывания беременности, вредные привычки, прием лекарственных средств, стрессы).

Повлиять может и социально-бытовая среда, в которой находится ребенок. Если с малышом родители не общаются, речь может развиваться очень медленно.

У ребенка может наблюдаться сразу несколько видов отклонений устной речи. Среди них:

  1. неправильная интонация;
  2. проблемы голосообразования;
  3. нечеткость произношения звуков;
  4. неправильное формирование темпа речи.

Если у ребенка нет психических отклонений, которые нужно устранять с помощью специалистов, у него могут развиваться такие нарушения коммуникации (при условии, что малыш понимает речь):

  • тахилалия – неоправданно быстрая речь;
  • брадилалия – патологически медленное произношение;
  • дисфония – ухудшение голосовых качеств вследствие патологии связок;
  • алалия – расстройство речи вследствие нарушений в работе головного мозга;
  • афазия – утрата возможности произношения слов при уже сформированной речи;
  • ринолалия – нарушение произношения звуков из-за анатомических особенностей;
  • дислалия – нарушение коммуникации при нормальном слухе и отсутствии отклонений в строении головного мозга.

Для постановки точного диагноза следует обратиться к врачу. Специалист также поможет подобрать план лечения, который подойдет ребенку при его патологии.Чаще всего, если отсутствуют нарушения в работе головного мозга, достаточно выполнения логопедических упражнений и дыхательной гимнастики для улучшения работы речевого аппарата.

Если коммуникационные дефекты вызваны анатомическими или психическими отклонениями, может потребоваться оперативное вмешательство или длительное лечение медикаментозными средствами. В таких случаях логопедические упражнения для восстановления речи также используются.

Дефекты произношения могут возникнуть не только в детстве, когда аппарат речи только развивается: из-за некоторых болезней и травм коммуникационные навыки взрослых также могут ухудшиться. Важно вовремя определить характер патологии и устранить ее: тогда последующее восстановление будет проходить намного проще и быстрее.

Разновидности нарушений

Невнятная речь фонационного (внешнего) оформления проявляется отдельно, так и вместе с другими нарушениями. В логопедии существуют следующие разновидности нарушений:

  • Афония и дисафония. Проявляется расстройство или отсутствие фонации из-за патологий голосового аппарата. Обычно наблюдается нарушение высоты, силы, тембра голоса.
  • Брадилалия. Происходит замедление речевого темпа. К особенности относится медленная реализация артикулярной речевой программы.
  • Тахилалия – ускорение темпа речи. Ускоренная артикуляционная речевая программа.
  • Заикание. Нарушается организация речи, когда мышцы речевого аппарата подвергаются судороге. Обычно проявляется у детей.
  • Дислалия. Эта патология представлена в виде расстройства произношения звуков, когда слух и иннервация речевого аппарата у человека в норме. Проявляется искаженное звуковое оформление слов. Это невнятная речь. Звук может произноситься неправильно, заменяться или смешиваться.
  • Ринолалия. Нарушается произношение звуков и тембра голоса, что связано с расстройствами речевого аппарата. Проявляются изменения тембра голоса, когда голосовая струя воздуха при выдохе и при произношении проходит в полость носа. Это становится причиной резонанса.
  • Дизартрия. Нарушается произношение, что связано с недостаточной иннервацией речевого аппарата. Это заболевание появляется из-за церебрального паралича, который выявляются в раннем возрасте.

Причины

Поскольку восприятие речи – сложный процесс, в котором участвуют наружное, среднее, внутреннее ухо, слуховой нерв и кора головного мозга, то причиной фонемической регрессии могут быть почти любые нарушения работы этих структур.

  • Поражения наружного и среднего уха вызывают, как правило, обратимое нарушение слуха. Эти повреждения связаны с травмами или контузиями, приводящими к разрыву барабанной перепонки; инфекциями, вызывающими отек слуховой трубы и заполнение ее экссудатом; серными пробками.
  • Повреждения внутреннего уха, приводящие к ухудшению речевого слуха, чаще всего связаны с поражением волосковых клеток вследствие перенесенной инфекции, шумовой травмы, возрастных изменений или генетических аномалий. Воспаление соответствующего нерва также ведет к потере речевой чувствительности, однако эти поражения сопровождаются и общим снижением уровня слышимости.
  • При нарушениях центров головного мозга, отвечающих за слух (центральных расстройствах), нарушений тонального звука обычно не наблюдается, страдает только речевое восприятие. У взрослых пациентов эта патология наблюдается достаточно редко и связана с нарушениями мозгового кровообращения, травмами, абсцессами и новообразованиями головного мозга.

Структурно-семантическое оформление речи

По этому признаку нарушения делятся на 2 вида: алалию и афазию. У каждого вида недуга есть свои симптомы. Алалия проявляется в виде отсутствия или неполного развития речи. Возникает это из-за поражения участков головного мозга, которые ответственны за нее. Нарушение может появиться во время внутриутробного развития или в раннем возрасте.

При алалии проявляется невнятная речь. Этот дефект считается одним из сложных, так как речевая деятельность сформирована не до конца. Афазией называют потерю способности говорить, которая появилась из-за локального поражения головного мозга. Почему невнятная речь проявляется при этом нарушении? Это связано с черепно-мозговыми травмами, нейроинфекциями и опухолями мозга.

Спутанность речи при головной боли

Известный телеведущий Сергей Агапкин написал книгу «Не дай голове расколоться», в которой подробно описывает опасные ситуации, связанные с головной болью: «В этой книге я расскажу о способах, которые помогут вам существенно снизить частоту и интенсивность головных болей или даже полностью избавиться от них. Но есть случаи, при которых нельзя медлить ни минуты! Никаких упражнений, никаких таблеток, никакого самолечения — бегом к врачу или к телефону — вызывать бригаду «Скорой помощи»!».

С разрешения издательства печатаем отрывок из книги.

Когда нельзя терпеть головную боль

Обычная головная боль, хоть и вызывает различные ощущения от простого дискомфорта до невероятных мучений, не опасна и не угрожает жизни. Но в некоторых ситуациях боль в голове возникает не сама по себе, а является симптомом опасных состояний и заболеваний. Такие головные боли называют вторичными.

Вторичные головные боли возникают как следствие патологических процессов, которые развиваются внутри организма, причем часто — не в голове, а в других частях тела. Чтобы отличить такие головные боли от обычных (первичных), врачи разработали систему «красных флагов» — определили симптомы, которые указывают на угрожающее жизни состояние.

Как лечить и что будет, если не лечить

Сначала специалисты клиники диагностируют степень расстройства и определяют, в чём проблема, а потом проводят логопедическую работу: делают пальчиковую, артикуляционную и дыхательную гимнастику, чтобы речь была синхронизирована с дыханием, исправляют и закрепляют правильное произношение звуков, работают над выразительностью речи.

Так же, как и при афазии, коррекцию дизартрии важно начать как можно раньше. Дефекты речи становятся привычными, поэтому чем позже обратитесь в клинику, тем сложнее и дольше будет восстанавливать артикуляцию, а это непростой процесс — вспомните взрослых людей, которые с детства шепелявят или не выговаривают букву «р».

Особенности диагностики

Нужно анализировать жалобы, которые высказывает пациент. Учитывается и анамнез заболевания. Специалисты обычно спрашивают, когда появилась невнятная речь и есть ли родственники, страдающие таким недугом. Обязательно надо посетить невролога, пройти у него осмотр. Врач проверит нижнечелюстные и глоточные рефлексы, осмотрит глотку, убедится, есть ли атрофия мышц языка.

Выполняется проверка рефлексов нижних и верхних конечностей. Следует пройти обследование у логопеда. Врач оценивает показатели речи, выявляет нарушения темпа, сложности. Необходим осмотр оториноларинголога, что позволит защитить от таких процессов во рту, как гнойники и опухоли, которые могут стать причиной нарушений.

Выполняется компьютерная томография и магнитно-резонансная томография головы, с помощью которой будет выявлено, почему появилась невнятная речь. Причины у взрослых и детей определяются и при консультации с нейрохирургом. Только после полной диагностики назначаются методы лечения.

Симптомы

Пациенты жалуются на трудности в восприятии речи, в частности, простых и сходных по звучанию слов, при этом общий уровень слуха не снижен. Кроме того, затрудняется понимание услышанного в условиях шумовой нагрузки и отсутствии визуального контакта с говорящим. Осложняется восприятие незнакомых слов, особенно на иностранном языке.

Если кроме проблем с восприятием речи пациента беспокоят такие симптомы, как головокружение, тошнота, нарушение координации движений, трудности с воспроизведением речи, то необходима срочная консультация невролога.

Принципы лечения

Если выявлена невнятная речь, что делать? Необходимо лечить главное заболевание, из-за которого возникло нарушение:

  • Опухоли удаляются хирургическим методом.
  • Резекция гематомы, если она находится на поверхности.
  • Хирургическое удаление гнойников в черепе с последующим назначением антибактериальных средств.
  • Нормализация давления.
  • Использование средств для восстановления обмена вещество и мозгового кровотока.

Людям с различными нарушениями надо посещать логопеда, чтобы можно было исправить недостаток с помощью специальных упражнений. Необходимы регулярные занятия.

Правила исправления речи

Нарушение речи появляется не только из-за патологии артикуляционного аппарата, неврологической патологии и привычки неправильного произношения. Другим фактором является психологическая причина. При волнении речь человека становится еле слышно и практически непонятной.

Деятельность логопеда по восстановлению речи основывается на следующих принципах:

  • Личностное ориентирование.
  • Создание эмоционально благоприятной обстановки.
  • Взаимодействие с родителями.
  • Положительная мотивация.

Логопедические занятия предполагают улучшение подвижности артикуляционного аппарата. Также происходит работа над звуками и восстановлением фонематического слуха. Специалисты работают с детьми в игровой форме, применяя речевые игры, компьютер. Проводятся комбинированные мероприятия, предполагающие переключение внимания с одной деятельности на другую.

Занятия со специалистом у детей позволяют сформировать грамотную речь, фонетически четкую. Но таких мероприятий будет недостаточно. Логопед помогает только поставить звук. Все остальное зависит от ребенка и родителей.

Чтоб речь успешно сформировалась, нужно соблюдать следующие правила:

  • Не следует ругать ребенка за невнятную речь, нужно ее лишь аккуратно исправлять.
  • Следует показывать простые упражнения.
  • Не нужно заострять внимание на ошибках, запинках.
  • Необходимо позитивно настраивать на занятия с логопедом.
  • Родителям нужно следить и за своей речью.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]