Принято считать, что все дети – непоседы. Их удел – носиться целыми днями, играть и шуметь. Но иногда это является признаком синдрома дефицита внимания. По данным сайта WebMB около 3-5% населения США страдает этим недугом. В мире он встречается в 5-20 случаях из 100. Впервые заболевание проявляется в возрасте от 3 до 6 лет, хотя у многих его диагностируют после 18. Установлено, что 30% детей его перерастает, остальные приспосабливаются к собственным особенностям поведения, будучи уже взрослыми людьми.
СДВ – это проблема?
Давайте разбираться пошагово, что такое синдром дефицита внимательности и как с ним бороться. Определенные отличия от нормы в поведении ребенка возникают, в зависимости от возраста. Для детей, посещающих детсад, характерно отсутствие самоконтроля и усидчивости, школьникам свойственна рассеяность, а подросткам – фобии и тревожность.
Однако, для всех групп основной признак отклонения – трудности с концентрацией. Ребенку тяжело долго находиться в одном месте, выполнять одно и то же задание, воспринимать новую информацию и указания. У него могут возникать сложности с самоконтролем. Отслеживается чрезмерная активность, возбужденность или, наоборот, отстраненность (мечтательность). Ребенок старается вести себя хорошо, но безуспешно, ведь расстройство – это не результат недостатка воспитания, а особые процессы в мозгу.
Родители должны помнить, что в появлении синдрома дефицита внимания нет ничьей вины. Своему чаду обязательно нужно помочь, потому что СДВ может стать причиной пониженной самооценки и неуспеваемость в школе. Наиболее распространенными проблемами, которые сопутствуют расстройство, являются:
- депрессия (ребенок отстраняется от мира, спит больше или меньше обычного, часто грустит, теряет интерес к любым занятиям);
- проявление страхов (появляются тревожные мысли, пугливость, беспокойство);
- учебные проблемы (дети с СДВ могут обработать далеко не всю информацию, часто неуспеваемость возникает по нескольким предметам; информация просто не регистрируется в мозгу).
Проявление синдрома дефицита внимания – это проблема, с которой нужно бороться. Перенос расстройства во взрослую жизнь может вылиться в более серьезные последствия – трудности с поиском работы и т.д.
[править] СДВ и допинг
Несмотря на вышесказанное диагностированный Всемирное антидопинговое агенство считает СДВ заболеванием, допускающим легальный приём спортсменами запрещённых препаратов. Количество олимпийских чемпионов, поражённых этой чумой XXI века, уточняется.
[править] Риталин и иже с ним
Риталин (торговые названия: «Риталин», «Меридил», «Центедрин») — лекарственное средство из группы психостимуляторов. Изъят из оборота лекарственных средств во многих странах (спойлер:
Оман, Йемен, Таиланд, Того, Нигерия
)
в том числе и в России. Вызывает привыкание и зависимость.
По медицинскому описанию риталин является стимулятором центральной нервной системы. Однако, даже производитель во вкладыше допускает, что никто на самом деле не знает, как риталин влияет на организм: «Механизм действия на человека полностью не изучен…»
«Витамин R» или «R-boll», как его называют американцы, используется студентами для повышения интеллектуальных способностей и концентрации внимания. В колледжах и университетах США риталин употребляется нелегально, без рецепта врача и немного в других целях: для эффективности ночной подготовки перед экзаменом, а также в день самого экзамена, чтобы сохранить бдительность и остроту ума (если он, конечно, есть).
[править] Риталин для взрослых
Креатив, порожденный под риталином
СДВ бывает и у взрослых, диагностируется по интервью психолога с поциэнтом, что можно невозбранно использовать для вырубания риталина в странах, где его могут выписать. Риталин может быть интересен взрослым для повышения производительности умственного труда или просто повышения тонуса в нужный момент (с похмелья на совещание, после бессонной ночи на работу и т. д.), объебосам для облегчения отходняка с нелегальных спидов или заместительной терапии.
Порой в научных работах отмечается интересная корреляция писятеребления и приёма риталина сверхмеры, однако данный факт неоднократно опровергался нецензурной бранью.
[править] Побочное действие
Самые распространённые побочные действия от принятия метилфенидата — нервозность и бессонница. Другие включают в себя:
- боли в области живота;
- возникновение угрей;
- зависимость;
- стенокардия;
- отсутствие аппетита;
- изменение в кровяном давлении и пульсе (понижение и повышение);
- сердечная аритмия;
- диафорез (интенсивное потоотделение);
- головокружение;
- сонливость;
- дискинезия;
- замедленный рост;
- головные боли;
- гиперчувствительность (включая кожную сыпь, крапивницу, лихорадку, артралгию (боль в суставах), шелушащийся дерматит, многоформная эритема с гистопатологическими проявлениями некротического васкулита, и тромбоцитопеническая пурпура);
- тошнота;
- расширение зрачков;
- тахикардия;
- Стояк часами.
Также, в течение длительной терапии больным могут быть испытаны суицидальные мысли, изменения личности и потеря веса. Очень редкие воздействия включают сообщения о синдроме Туретта, припадках, интоксикационном психозе и злокачественном нейролептическом синдроме. Принимая риталин, вы, возможно, начнете видеть маленькую розовую Кристину Агилеру, но это ещё не доказано.
[править] Однако
СДВ крайне выгоден любимым всеми нами за свиной (да и любой другой) грипп фармацевтическим компаниям, производящим риталин, которые щедро спонсируют всевозможные исследования, призванные подтвердить разрастание «эпидемии», а также пиндосским школам, которым за обычных двоечников дают по шее, а за заботу о здоровье детишек начисляют денежное пособие.
К слову сказать, ни одного независимого научного исследования СДВГ в США за последнюю четверть века не проводилось. Поэтому СДВ жил, СДВ жив, СДВ будет жить — ZOG за этим проследит.
Причины заболевания
Пока нет научных доказательств влияния социальных факторов на возникновение расстройства. Неправильное воспитание также не является его источником. Наиболее вероятные причины кроются в генетике семьи и нейробиологии. Социальные факторы могут только усугубить последствия отклонения, но никак не вызвать их. В разное время ученые называли всевозможные факторы, которые могли сказываться на психическом здоровье:
- Условия окружающей среды. Доктора установили определенную взаимосвязь между появлением синдрома дефицита внимания, курением и употреблением алкогольных напитков матерью во время вынашивания плода. Также подтверждено влияние свинца на организм дошкольника. После того, как применение элемента в красках было воспрещено, риск развития расстройства был снижен. Однако, он сохраняется в отделке старых построек. Дети, проживающие в таких зданиях в младшем возрасте, относятся к группе риска.
- Травма головы. Мнение, что она приводит к нарушению внимания, в некоторой степени ошибочно. Установлено, что лишь небольшой процент случаев повреждения фронтальной части головы приводит к расстройству.
- Сахар и другие пищевые добавки. Нет единого вывода, касательно влияния сахаросодержащих продуктов на активность ребенка. Исследования в разное время показали противоречащие результаты, поэтому однозначно утверждать, что вещество небезопасно, нельзя. Однако, некоторые врачи утверждают, что диета положительно сказывается на поведении детей.
- Наследственность. Доказано, что у 25% детей с СДВ есть родственники с таким же нарушением. Если оба родителя страдают расстройством, их ребенка относят к группе риска, однако, не всегда заболевание обуславливается генетикой. Дети с СДВ появляются и в вполне здоровых и благополучных семьях.
Вывод напрашивается сам: ученые не установили истинных и точных причин синдрома дефицита внимания. Пока они называют лишь косвенные факторы.
Причины синдрома дефицита внимания и гиперактивности
Официальная медицина еще не нашла однозначного ответа на вопрос о причинах развития патологии. Считается, что болезнь может быть вызвана негативным воздействием на нервную систему одного или нескольких факторов.
Генетика
Заболевание может являться следствием:
- кислородного голодания во время внутриутробного развития, тяжелых родов;
- нарушения естественного формирования органов у плода из-за приема женщиной во время беременности некоторых лекарственных средств, злоупотребления алкоголем, наркотическими веществами, курения;
- стремительных или преждевременных родов, провоцирующих повреждение позвоночника или головы;
- конфликта резус-фактора будущей матери и ребенка.
Заболевание имеет наследственный характер, в 80% случаев передается ребенку от родителей. Риск развития гиперактивности с недостатком внимания у ребенка существует и в случае, если у дальних родственников одного из родителей была диагностирована эта патология.
Окружающая среда
Заболевание может стать следствием перенесенных заболеваний до 2 лет. К этой группе относят патологии, провоцирующие повышение температуры до 40⁰С или требующие введения нейротоксических медикаментов.
В дальнейшем риск развития патологии существует при диагностировании тяжелой формы заболевания почек, воспаления легких, бронхиальной астмы.
Общество
СДВГ у подростков или взрослых возникает под влиянием выработки избыточного количества гормона стресса. Ситуации, заставляющие человека регулярно переживать собственные неудачи, терпеть, мириться, способствуют накапливанию кортизола в количествах, мешающих концентрации.
Как ведет себя ребенок с СДВ
Детей с СДВ нельзя назвать одинаковыми. Они чувствуют себя по-разному, в зависимости от подтипа поведения:
- Невнимательный тип. Ранее его называли синдромом нарушения внимания.
- Импульсивный тип. Присущ гиперактивным детям.
- Комбинированный тип. Имеет признаки всех подтипов.
Невнимательный подтип СДВ встречается чаще всего. Такие дети держат себя в рамках в школе, но становятся практически неуправляемыми дома, а также имеют проблемы в общении со сверстниками. Они не обязательно «сносят голову» родителям. Ребенок может оставаться спокойным, мечтать, но абсолютно отстраниться от происходящего вокруг. Часто родители и учителя не замечают признаков синдрома дефицита внимания, пока школьник не начинает серьезно отставать в учебе.
Дети невнимательного типа без труда концентрируются на том, что им нравится, но сосредоточится на принятии новой информации им тяжело. Они часто путают уроки, забывают выполнить домашнее задание, принести учебники и т.д.
Гиперактивные дети разрушают все на своем пути. Им тяжело справиться со своими эмоциями. Они без умолку разговаривают, бегают, пытаются найти новое занятие. Реакция в мозгу происходит слишком быстро. Ребенок не успевает подумать, перед тем, как натворить что-то. Он проявляет беспокойство, не может подождать своей очереди в играх, выкрикивает ответы, не дождавшись окончания вопроса.
Как правильно вести себя с малышом, у которого установлен диагноз
Такие больные остро нуждаются в поддержке, в общении с ними необходимо избегать формулировок, указывающих на то, что им делать нельзя. Заниженная самооценка часто заставляет пациента переключаться на другое действие при неудачах. В этом случае рекомендуется напоминать, что у всех случаются неприятности, поэтому не стоит отказываться от достижения поставленной цели (разбитую игрушку можно склеить, ошибку зачеркнуть, вместо испорченного рисунка нарисовать новый).
СДВГ у детей требует организации помощи в получении контроля над чрезмерной двигательной активностью, приятные воспоминания о прослушивании музыки, совместных играх могут помочь ему научиться сдерживаться.
Больному нужен простой выполнимый план на каждый день, неделю и месяц. Умение придерживаться его помогает менее остро реагировать в неожиданных ситуациях. Такому ребенку необходимо общение, чтобы научиться излагать свои мысли, видеть положительный пример поведения.
Подробнее читайте тут
Процессы в мозгу. Как их диагностировать?
В нашем теле есть особые химические вещества, которые называются нейромедиаторами. С их помощью мозг управляет нашим телом, мыслями и эмоциями. Они содержатся в организме здорового ребенка в определенном количестве. При СДВ уровень этих веществ отличается, часто меняется. Этим объясняется тот факт, что симптомы синдрома то проявляются, то пропадают.
При отсутствии нейромедиаторов в одном из отделов мозга импульс попросту не передается. Сигналы, которые отвечают за «торможение», не проходят. Этот процесс проявляется внешне, в описанных выше отклонениях поведения.
Части мозга отвечают за соответствующие мыслительные и поведенческие проявления. Считается, что последствия синдрома дефицита внимания могут затрагивать разные участки. В зависимости от этого, у ребенка проявляется больше признаков невнимательности или гиперактивности.
Для установления диагноза для начала необходимо убедиться в наличии таких сопутствующих признаков:
- отклонения от норм поведения проявляются дольше 6 месяцев;
- симптомы возникают регулярно;
- нестандартное поведение начало влиять на все сферы жизни ребенка;
- появились проблемы с учебой и установлением межличностных контактов;
- не были установлены другие причины, которые могли бы вызвать нарушение (например, стресс, переезд, новый коллектив и т.д.).
Для диагностики синдрома дефицита внимания используются самые разные методы. Наиболее распространенные из них: внешнее наблюдение и заполнение опросника родителями, воспитателями и педагогами, а также консультация специалиста, который ставит окончательный диагноз. Поиском расстройства занимаются психиатры, психологи, педиатры и неврологи.
Все способы обследования можно уместить в такой список:
- тесты для выявления невралгического и психологического состояния ребенка;
- изучение его медицинской истории и социальной обстановки в семье;
- проверка зрения, речевых навыков, двигательной активности;
- оценка соответствия возрастному развитию, способностей, личных качеств, умения воспринимать информацию.
Что такое СДВГ
Патология является нарушением работы нервной системы, вызванной функциональными сбоями головного мозга из-за дефицита необходимых биологически активных веществ. Заболевание может иметь 3 формы:
- Дефицит внимания. У пациента регистрируется только это нарушение. Развитие гиперактивности даже при отсутствии качественного лечения патологии исключается.
- Синдром гиперактивности, отягощенный вспыльчивостью и нервозностью. Больные не могут контролировать свое эмоциональное состояние, раздражительны, неуравновешенны, но синдром рассеянного внимания у них отсутствует.
- Смешанная форма. Этот вид заболевания встречается чаще других. Признаки СДВГ в этом случае включают эмоциональные нарушения, низкую концентрацию внимания и бесконтрольное выполнение бесцельных физических действий.
Как помочь детям с нарушенным вниманием? Ищем специалиста
Лечение СДВ многогранно. Оно подразумевает, в первую очередь, психиатрическую терапию для коррекции поведения подопечного. Если родители заметили признаки синдрома дефицита внимания, следует направиться к педиатру. Он посоветует нужного специалиста с опытом работы в данной области.
Детский психиатр – специалист, который занимается диагностикой и лечением психо-поведенческих отклонений. В отличие от психолога, он имеет право назначать медикаментозное лечение пациента. Последние работают над общей ситуацией в семье ребенка. С помощью тренингов они разрабатывают для родителей методы проработки слабых моментов в поведении детей и учат ими пользоваться. Неврологи также способны установить заболевание и назначить соответствующие препараты.
В идеале, нужно найти специалиста, который обладает наиболее широкими инструментами работы с ребенком. IQ Club предлагает свою помощь в воспитании «трудных» детей. У наших специалистов есть успешный опыт работы с семьями, в которых есть ребенок с нарушенным вниманием. Мы проводим тренинги, позволяющие ввести его в социум и научить родителей правильной тактике поведения дома.
Медикаментозное лечение
Если проявления синдрома дефицита внимания, это заболевание нервной системы, то одними уговорами тут не помочь. В отдельных случаях, специалист назначает препараты. Преимущества медикаментозной терапии для ребенка:
- повышается самоконтроль;
- улучшается успеваемость в школе;
- налаживаются отношения между детьми на игровой площадке;
- уменьшается риск развития депрессии.
Внимание! Препарат и дозировку для лечения синдрома дефицита внимания подбирает исключительно лечащий врач. Эффективность лекарства наблюдают на протяжении недели. Если улучшения не наступают, доктор корректирует тактику терапии. Психостимуляторы имеют побочный эффект, поэтому заниматься самолечением категорически запрещено.
Прием препаратов под контролем врача считается безопасным. Они не вызывают чувство «кайфа» у ребенка, поэтому речь о привыкании не идет. Однако, некоторые пациенты отмечали, что ощущают себя по-другому. Сегодня нет доказательств, что стимуляторы могут вызывать зависимость у детей.
Эксперименты Massachusetts General Hospital и Harvard Medical School установили, что тинэйджеры, страдающие СДВ и принимающие специальные медикаменты, были менее склонны употреблять наркотические вещества, нежели их сверстники с аналогическим заболеванием, но не принимающие лекарства.
[править] Правильное™ лечение
Вместо риталина
Джиллиан было всего семь лет, однако её будущее уже оказалось под угрозой. Её успеваемость в школе была просто отвратительной. Джиллиан с опозданием выполняла задания, её почерк был ужасен, а результаты контрольных — удручающие. Кроме того, девочка отвлекала от занятий весь класс: то шумно ёрзала на месте, то глядела в окно, вынуждая учителя прерывать урок, чтобы вновь привлечь ее внимание, то мешала своими выходками сидящим вокруг неё детям. Джиллиан все это не особенно волновало — она привыкла, что взрослые делают ей замечания, и действительно не считала себя трудным ребенком, — однако учителя были обеспокоены. Ситуация достигла апогея, когда руководство школы написало письмо её родителям. Учителя считали, что у Джиллиан проблемы с обучаемостью и что, возможно, для неё будет лучше перейти в школу для детей с ограниченными возможностями. Все это происходило в начале 1930-х годов. Я думаю, сегодня бы сочли, что у неё синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), и посадили бы её на пихотропные препараты. Однако в те времена этого термина ещё не придумали. На СДВГ нельзя было сослаться при любой возможности. Родители Джиллиан, получив письмо из школы, очень обеспокоились и немедленно начали действовать. Мать Джиллиан одела дочь в лучшее платье и туфли, собрала её волосы в аккуратные хвостики и привела к психологу, опасаясь самого худшего. Джиллиан рассказала мне, что помнит, как её пригласили в большую комнату, обитую дубовыми панелями, где на полках стояли книги в кожаных переплетах. В комнате возле большого письменного стола стоял представительный мужчина в твидовом пиджаке. Он провел Джиллиан в дальний конец комнаты и усадил на огромный кожаный диван. Ноги Джиллиан не доставали до пола, окружающая обстановка настораживала. Она нервничала по поводу того, какое впечатление произведет, поэтому села на руки, чтобы не ёрзать. Психолог вернулся к своему столу и в течение последующих двадцати минут расспрашивал мать Джиллиан о трудностях дочери в школе и о проблемах, причиной которых, по словам учителей, являлась девочка. Не задавая ни одного вопроса самой Джиллиан, он все время внимательно наблюдал за ней. Из-за этого Джиллиан испытывала крайнюю неловкость и смущение. Даже в столь нежном возрасте она понимала, что этот человек сыграет значительную роль в её жизни. Она знала, что означало посещать специальную школу, и не хотела иметь с этой школой ничего общего. Она действительно не считала, что имеет какие-то реальные проблемы, но, кажется, все вокруг думали наоборот. Судя по тому, как её мать отвечала на вопросы, возможно, что даже она так считала. «Кто знает, может, они и правы», — размышляла Джиллиан, сидя на диване. Наконец мать Джиллиан и психолог закончили разговаривать. Мужчина поднялся из-за стола, подошел к дивану и сел рядом с девочкой. — Джиллиан, ты вела себя очень терпеливо, спасибо тебе за это, — сказал он. — Но потерпи ещё немного. Сейчас мне нужно поговорить с твоей мамой наедине. Мы выйдем на несколько минут. Не беспокойся, это совсем ненадолго. Джиллиан с опаской кивнула, и двое взрослых оставили её в комнате одну. Однако, выходя, психолог, перегнувшись через стол, неожиданно включил радио. Как только они вышли из комнаты в коридор, доктор сказал матери Джиллиан: — Постойте здесь минутку и посмотрите, чем она занимается. В стене находилось окно, через которое можно было видеть, что происходит в комнате. Взрослые стояли так, что Джиллиан не могла их видеть. Почти сразу же девочка вскочила на ноги и начала двигаться по комнате в такт музыке. Двое взрослых несколько минут молча наблюдали за девочкой, пораженные её естественной, почти первобытной грацией. Наконец психолог повернулся к матери Джиллиан и сказал: — Знаете, миссис Линн, Джиллиан не больна. Она танцовщица. Отведите её в школу танцев. |
Кен Робинсон |
[править] Шизотерическая версия правильного лечения от толтекского индейца-воена (усовершенствованный вариант русских пиздюлей)
Клип от Томаса Долби
Дон Хуан и я разговаривали о различных вещах в свободной и непринужденной манере. Я рассказал ему о моем друге и его проблеме со своим девятилетним сыном. Ребенок, который жил с матерью в течение последних четырех лет, и теперь жил с моим другом, и проблема состояла в том, что с ним делать. Согласно моему другу, ребенок был негоден для школы. У него не хватало концентрации, и он ничем не интересовался. Он всему оказывал сопротивление, против любого контакта восстает и убегает из дома. У твоего друга действительно проблема, — сказал дон Хуан, смеясь. Я хотел продолжать рассказывать ему обо всех «ужасных» вещах, которые сделал ребенок, но он прервал меня. — Нет нужды говорить дальше об этом бедном мальчике, — сказал он. — Нет нужды ни для тебя, ни для меня рассматривать его поступки так или иначе в наших мыслях. Его манера была прямой, и его голос был тверд, но затем он улыбнулся. — Что может сделать мой друг? — спросил я. — Наихудшая вещь, которую он может сделать, это заставить ребенка согласиться с ним, — сказал дон Хуан. — Что ты имеешь в виду? — Я имею в виду, что отец ребенка не должен его шлепать или пугать в тех случаях, когда тот ведет себя не так, как хотелось бы отцу. — Но как он может научить его чему-либо, если он не будет с ним тверд? — Твой друг должен найти кого-нибудь другого, кто бы шлепал ребенка. — Но он не может позволить никому тронуть своего мальчика! — сказал я, удивленный его предложению. Дону Хуану, казалось, понравилась моя реакция, и он засмеялся. — Твой друг не воин, — сказал он. — если бы он был воином, то он бы знал, что наихудший вещью, которую можно сделать, будет противопоставить себя человеку прямо. — Что делает воин, дон Хуан? — Воин действует стратегически. — Я все же не понимаю, что ты имеешь в виду. — Я имею в виду, что если бы твой друг был воином, то он бы помог своему ребенку остановить мир. — Но как мой друг может сделать это? — Ему нужна была бы личная сила. Ему нужно было бы быть магом. — Но он не маг. — В таком случае он должен использовать обычные средства для того, чтобы помочь своему сыну изменить идею мира. Это не останавливание мира, но это подействует так же. Я попросил его объяснить свои слова. — Если бы я был твой друг, — сказал дон Хуан, — то я бы начал с того, что нанял бы кого-нибудь, кто бы шлепал маленького мальчика. Я пошел бы в городские трущобы и нанял бы наиболее страшно выглядящего человека, которого бы смог найти. — Чтобы испугать маленького мальчика? — Не просто для того, чтобы испугать мальчика, дурень, этот парнишка должен быть о с т а н о в л е н . Но этого не произойдет, если его будет бить собственный отец. — Если кто-либо хочет остановить других людей, то он всегда должен быть в стороне от того круга, который нажимает на них. Таким образом, он всегда сможет управлять давлением. Идея была необычной, но каким-то образом она находила во мне отклик. Дон Хуан подпирал подбородок левой ладонью. Его левая рука была прижата к груди, опираясь на деревянный ящик, который служил низеньким столом. Его глаза были закрыты, его глазные яблоки двигались. Я чувствовал, что он смотрит на меня через закрытые веки. Эта мысль испугала меня. — Расскажи мне еще, что должен делать мой друг со своим мальчиком. — Скажи ему, пусть он пойдет в городские трущобы и очень тщательно выберет мерзко выглядящего подонка, — продолжал он. — Скажи ему, пусть он берет молодого, такого, в котором еще осталась какая-то сила. Дон Хуан обрисовал затем странную стратегию. Я должен был проинструктировать своего друга о том, что нанятый человек должен следовать за ним или ждать его в том месте, куда он придет со своим сыном. Этот человек в ответ на условный сигнал, который будет дан после любого неправильного поведения со стороны ребенка, должен был выскочить из укромного места, схватить ребенка и отшлепать его так, чтоб тот света не взвидел. — После того, как человек испугает его, твой друг должен помочь мальчику восстановить его уверенность любым способом, каким он сможет. Если он проведет эту процедуру три-четыре раза, то я уверяю тебя, что ребенок будет иметь другие чувства по отношению ко всему. Он изменит свою идею мира. — Но что, если испуг искалечит его? — Испуг никогда никого не калечит. Что калечит дух, так это постоянное имение кого-нибудь у себя на спине, кто колотит тебя и говорит тебе, что следует делать, а чего не следует делать. — Когда этот мальчик станет более сдержанным, ты должен сказать своему другу, чтобы тот сделал для него еще одну, последнюю вещь. Он должен найти какой-либо способ, чтобы получить доступ к мертвому ребенку, может быть в больнице или в конторе доктора. Он должен привести туда своего сына и показать ему мертвого ребенка. Он должен дать ему разок дотронуться до трупа левой рукой в любом месте, кроме живота трупа. После того, как мальчик это сделает, он будет обновлен. Мир никогда не будет тем же самым для него. |
Карлос Кастанеда. Путешествие в Икстлан |
Немедикаментозные способы помощи
Среди методов немедикаментозного лечения синдрома дефицита внимания наиболее эффективными считается:
- Психотерапия. Она учит ребенка принимать себя таким, какой он есть. Ее задача заключается не в работе с симптомами, а в поиске инструментов для управления эмоциями. По большому счету, психотерапевт минимизирует сопутствующие расстройства пациента (угнетение, депрессию, чувство вины и т.д.).
- Бихевиоральная терапия. Она направлена на то, чтобы помочь ребенку поменять образ своих мыслей. Она не только учит понимать себя, как психотерапия, а постепенно меняться изнутри. Терапия помогает справляться с такими простыми задачами, как подготовка домашнего задания, и такими сложными, как управление гневом в критической ситуации.
- Развитие навыков взаимодействия в социуме. В этом случае врач пытается смоделировать поведение ребенка с синдромом в разных жизненных обстоятельствах, например, спокойно подождать своей очереди, поделиться игрушками, стойко отвечать на издевки детей (дразнилки). Эти практики очень важны для построения межличностных отношений в детском возрасте.
- Группы поддержки. К сожалению, в нашей стране это не очень развито, но уже сейчас родители, чьи дети страдают заболеванием, стараются объединяться в компании, чтобы совместно прослушать обучающие лекции по СДВ, делиться успехами и неудачами, узнавать, как справляются с проблемой другие.
- Обучение родителей дополнительным навыкам. Существуют разные системы коррекции поведения ребенка, которые предлагаются родителям. Среди них, система оценки действий и «тайм-аут» (изоляция ребенка в тихом месте, если он выходит из-под контроля). Последний метод используется не для наказания, а для отстранения от возбуждающих факторов.
Родители должны научиться создавать ситуации, в которых ребенку проще достичь успеха. Например, хороши игры, в которых участвует всего 2-3 человека. Это не даст ребенку перевозбудиться. Не последнее место занимают техники управления стрессом (медитация, релаксация).
Памятка для родителей
Семья особенного ребенка, как никто знает, что такое синдром дефицита внимания. Такой ребенок требует намного больше любви и внимания. Существуют определенные правила для мамы и папы, следование которым поможет минимизировать нагрузку на психическое состояние их чада:
- Стройте позитивное отношение. Дети, страдающие расстройством, очень болезненно реагируют на критику. Не стоит употреблять слово «нет» в разговоре с ними. Вместо того, чтобы говорить «не делай так», стоит сказать, как «следует делать правильно». Необходимо показывать собственный позитивный пример: «Давай я помогу тебе убрать вещи» и развивать позитивное мышление у ребенка. Нужно привить убеждение, что ему все под силу.
- Хвалите ребенка! Все люди совершают ошибки, а дети особенно. Не концентрируйтесь на провалах, лучше похвалите их за достижения. Расскажите, как гордитесь хорошими поступками. Если ребенок что-то сломал, подбодрите его.
- Оградите своего ребенка от волнения. Если он раздражен или перевозбужден, необходимо постараться успокоить его: например, сделать ванную, включить приятную музыку, усадить за спокойные игры.
- Организуйте режим дня. Зная распорядок, ребенку будет легче справляться с заданиями, и он почувствует себя спокойней. Основные занятия должны повторяться в одно и то же время: прием пищи, выполнение домашнего задания, сон и прочее. Помогите ему решать важные дела здесь и сейчас, не откладывая на потом.
- Разговаривайте со своим чадом. Темы для обсуждения могут быть самыми разными. Спрашивайте, что он чувствует, думает. Слушайте, что он отвечает на поставленные вопросы, и давайте позитивные комментарии. Нельзя отвечать за ребенка. Если ему нужно время подумать, не беда. Он должен знать, что им действительно интересуются, и вам важна его жизнь.
- Минимизируйте отвлекающие факторы. Помните, что ваш ребенок нуждается в особенных условиях для развития. Чтобы ему было легче концентрироваться, дайте ему «выпустить пар». Если задание слишком большое, можно поделить его на части и выполнять поэтапно. Делайте перерывы между этапами, контролируйте качество проделанной работы и переходите к следующему заданию. Так ребенку будет проще сосредоточиться.
- Плохое поведение – не приговор. Ни в коем случае нельзя кричать на детей с СДВ. Правильнее объяснить, что именно рассердило вас, как родителя. Нельзя обобщать, выскажитесь по поводу конкретной ситуации. Если вы решили прибегнуть к наказанию, оно должно быть справедливым.
- Уделяйте время себе. Воспитание ребенка, страдающего от синдрома дефицита внимания – это труд. Вам тоже нужен отдых. Чтобы найти для себя хоть немного свободного времени, придумайте для чада полезный досуг. Например, IQ Club проводит для детей тренинги и интересные занятия. Их правильная организация позволяет увлечь любого ребенка, даже гиперактивного и невнимательного!
Синдром у подростков
Как было сказано в начале статьи, не все дети перерастают недуг в дошкольном и раннем школьном возрасте. Нередки нарушения и в подростковый период. Он требует еще большего участия от родителей. Юношеские проблемы, такие как боязнь неудачи в школе и личной жизни, давление со стороны одноклассников, дети с СДВ переживают тяжелее. Стремление быть независимым и тяга к запретному плоду – алкоголю, курению – могут сильно сказаться на психическом здоровье подрастающего человека.
Как и раньше, рекомендуется устанавливать для ребенка определенные правила. Они должны быть конкретными и простыми для понимания. Родители обязаны объяснять «почему» правило было установлено. Допускается даже сделать печатную таблицу и повесить ее на видном месте.
В случае нарушения правила (а это неизбежно), нужно реагировать на это максимально спокойно. Наказания должны быть справедливыми и четкими. Возможно применение методики «тайм-аут». С подростками она также работает. Постарайтесь найти с ними компромисс. Проговаривание ситуации – лучший способ ее разрешения.