Алалия у детей симптомы:
- Перепады настроения
- Повышенная утомляемость
- Нарушение памяти
- Снижение работоспособности
- Заторможенность
- Скудность словарного запаса
- Гиперактивность
- Нарушение мелкой моторики
- Малоподвижность
- Рассеянность
- Усиленная жестикуляция
- Трудности в распознании речи
- Отсутствие речи
- Воспроизведение бессмысленных наборов звуков и слов
- Неясное воспроизведение звуков
- Пропуск букв в словах
- Неправильное соединение двух слов в одно
- Неправильное окончание слов
- Повышенная восприимчивость к звукам
- Ярко выраженная мимика
Что такое алалия у детей
Алалия у детей – расстройство речевой функции, при котором ребенок не может частично (с бедным словарным запасом и проблемами при построении фраз) или полностью разговаривать. Но для заболевания характерно то, что умственные способности не нарушаются, ребенок все отлично понимает и слышит.
Основными причинами недуга считаются осложненные роды, заболевания или травмы головного мозга, полученные в раннем возрасте. Заболевание можно вылечить при продолжительном посещении логопеда и с помощью приема медикаментов.
- Этиология
- Разновидности
- Симптомы
- Диагностика
- Лечение
- Профилактика
Несмотря на свою редкость, болезнь чаще диагностируется у мальчиков, нежели у девочек. Может иметь разную степень тяжести протекания – от самой серьезной, при которой речь появляется только после десяти лет, до более легкой, аналогичной недоразвитости речи. Самое важное — отличать данное расстройство от умственной отсталости.
В основном у детей не наблюдается нарушений в развитии (оно может нарушиться лишь под воздействием гнета общественности и сверстников). При несвоевременном лечении в раннем возрасте в дальнейшем у ребенка будут наблюдаться проблемы с социальной адаптацией, трудности в поиске своего места в обществе.
Основные типы и симптомы заболевания
Симптомы алалии у ребенка могут быть разными. Все зависит от типа патологии и степени ее прогрессирования. Если вы заметите у своего малыша несколько тревожных признаков, обязательно проконсультируйтесь с врачом.Медики выделяют несколько типов алалии у детей, каждый из которых имеет свои особенности, степень развития и механизм действия. По системе В. А. Ковшикова заболевание бывает:
- Сенсорным;
- Моторным;
- Смешанным.
Рассмотрим более подробно симптомы и особенности каждого типа патологии. Эта информация обязательно пригодится молодым родителям.
Сенсорная алалия
https://www.youtube.com/watch?v=videoseries
Если ваш малыш уже достиг возраста 3 лет, но его речь недостаточно развита, нужно незамедлительно обратиться к врачу. Сенсорная алалия – это опасное заболевание, которое поражает часть коры головного мозга, отвечающую за правильный анализ речи. При такой патологии ребенок не может правильно сопоставить визуальный образ и его звуковое обозначение. Проще говоря, малыш вас прекрасно слышит, но не может понять. Этот вид заболевания дополнительно сопровождается следующими симптомами:
- У ребенка наблюдается расторможенность речи. Он постоянно болтает, но окружающие не понимают, о чем он рассказывает;
- Развивается интеллектуальная недоразвитость;
- Плохое восприятие речи на слух;
- Подмена некоторых букв в простых ловах;
- Произношение двух-трех слов, как одно;
- Чрезмерная активность и импульсивность, в сочетании с замкнутостью и подавленностью;
- Ребенок не может мысленно связать образ предмета и его название.
Моторная алалия
Вторым типом патологии речевого аппарата у детей является моторная алалия. При такой патологии нарушается развитие центра Брока и проводящих путей этой области. Это приводит к тому, что речь у ребенка развивается очень медленно, малышу трудно в полной мере овладеть навыками речи. В отличие от сенсорной, при моторной алалии кроха хорошо понимает, что ему говорят взрослые.
Главные признаки и симптомы этого типа патологии являются:
- Очень позднее формирование речи у ребенка. Первые слова малыш может произнести только после достижения возраста 4 лет;
- Неправильное грамматическое построение предложения. В разговоре ребенок использует слова в неправильном падеже, роде, числе. Ребенок путает слова, сходные по звучанию;
- Словарный запас очень скудный;
- Наблюдается плохая координация движений;
- Ребенок очень невнимательный, гиперактивный или, наоборот, малоподвижный;
- Малыш часто отказывается разговаривать, становится агрессивным и замкнутым.
Смешанная алалия
Симптомы и лечение смешанной алалии очень серьезные. При такой патологии вся сенсомоторная область коры головного мозга поражена. Больные дети не только не понимают, что говорят родители, но также не могут разговаривать. Эту форму патологии лечить сложнее всего, и даже комплексный подход не гарантирует положительный прогноз.
Недуг может проявляться постепенно. Если в 1,5 -2 года отсутствие связной речи у ребенка не вызывает у родителей сильных опасений, то такой же дефект в 3-4 года должен вас насторожить. Патология оказывает непосредственное воздействие на кору головного мозга. Чтобы лечение оказалось максимально эффективным, постарайтесь выявить недуг на самой ранней стадии развития.
Причины болезни
Поскольку данная болезнь может сформироваться в утробе матери или на ранних годах жизни, причины ее появления также различаются на внутриутробные и внешнего влияния.
К первой группе факторов относят:
- неудачные попытки будущей матери избавиться от плода;
- угроза выкидыша;
- бесконтрольное употребление медикаментов будущей матерью;
- осложненный токсикоз у матери, проявляющийся преэклампсией и эклампсией;
- недостаточное поступление кислорода к плоду;
- нездоровый образ жизни, который вела женщина, будучи беременной;
- непосредственные травмы живота или падения на него во время беременности;
- различные заболевания женщины, сопровождавшие период вынашивания ребенка, среди которых – недостаточность, сердечная или легочная, артериальная гипертензия или гипотония и т. п.;
- преждевременные или осложненные роды, акушерское вмешательство в процесс.
Среди причин, влияющих на формирование алалии у детей в возрасте до трех лет, выделяют тяжелое течение таких недугов как:
- энцефалит. Может появиться от укуса насекомого или контакта с ядовитым растением;
- менингит, вызванный бактериями или грибками;
- различные черепно-мозговые травмы;
- нарушения в функционировании центральной нервной системы;
- двусторонняя пневмония;
- ОРВИ;
- рахит;
- недостаточное внимание со стороны родителей к обучению ребенка простым словам или фразам;
- хирургическое вмешательство, проводимое под наркозом.
Врачи отмечают, что алалия у детей возникает не от одного фактора, а от одномоментного влияния нескольких причин.
Причины развития алалии
Главной причиной развития алалии является травма головного мозга, которую ребенок может получить во время рождения. Предрасполагающими факторами является асфиксия, рождение недоношенного малыша, затяжные или стремительные роды, а также применение акушерских инструментов для извлечения плода из родовых путей.
Порой поражение мозга происходит еще в период перинатального развития. Чаще всего патологию провоцирует гипоксия плода, угроза выкидыша, травма живота с повреждением плода, наличие у беременной соматических болезней – гипертензии или гипотонии, легочной, сердечной или дыхательной недостаточности. Значительно увеличивает риск развития патологии внутриутробное инфицирование плода.
Реже алалия развивается в первые годы жизни ребенка (до 3 лет). Причиной этого может послужить перенесенная нейроинфекционная болезнь и другие неблагоприятные факторы. Как правило, это черепно-мозговая травма, менингит, энцефалит, гипертензия и до. Причиной алалии может послужить и перенесенные ОРВИ, рахит или пневмония с осложнениями, перенесенный наркоз. Усугубить ситуацию может и неблагоприятная социальная обстановка – недостаток общения, отсутствие должного воспитания и др. В некоторых случаях спровоцировать патологию может нарушение обменных процессов и алиментарная дистрофия.
Разновидности
Разновидности: алалия у детей.
В медицинской сфере существует множество классификаций заболевания, но в наше время врачи логопеды пользуются таким разделением расстройства речи:
- сенсорная алалия у детей – характеризуется тем, что ребенок не воспринимает то, что ему говорят, он просто не понимает чужую речь, но при этом он может слышать, издавать звуки и выговаривать простые слова. Поток речи у него несвязный и неразборчивый;
- моторная алалия у детей – в случае с прогрессированием такого типа недуга, ребенок выговаривает слова тихо и невнятно, но в большинстве случаев дети вовсе не могут разговаривать. Понимание того что говорят другие люди не нарушено, ребенок даже может показать понимание значения слов при помощи жестов;
- сенсомоторная алалия у детей – самая тяжелая форма расстройства, сочетающая в себе неспособность к пониманию речи и ее воспроизведению.
Виды алалии
Алалия бывает сенсорной (нарушение восприятия), моторной (нарушение речи) и сенсомоторной (нарушение восприятия и речи).
При нормально сформированной речи характерно достижение головным мозгом или отдельными его участками определенного уровня зрелости. В соответствии с поражением тех или иных речевых центров головного мозга (височная, лобная части) говорят о сенсорной и моторной алалиях.
Центры ответственны за импрессивную форму речи (умение слышать высказывание, понимать его смысл, содержание) и экспрессивную (навыки говорения). Формы речевых нарушений различаются клиникой, проявлением, симптоматикой.
При алалии у ребенка речь самостоятельно не развивается без помощи логопеда. Ребенок может либо вообще молчать либо «разговаривать» на своем собственном вымышленном языке.
В медицинской практике встречаются две формы алалии у детей:
- Моторная алалия сопровождается органическим поражением коркового отдела речедвигательного анализатора. При таком диагнозе у ребенка возникают проблемы с развитием собственной речи, но понимать разговор чужих людей ребенок в состоянии. Поражение мозгового центра Брока приводит к тому, что моторная алалия может проходить несколько уровней: первый уровень характеризуется полным отсутствием понимания обращенной речи;
- на втором уровне у ребенка наблюдаются некоторые особенности речи;
- для третьего уровня свойственна речь с большим количеством грамматических ошибок.
Заметить появление симптоматики сенсорной алалии можно уже с двух лет, когда отделы головного мозга ребенка становятся более-менее развитыми и ребенок пытается сказать первые слова. Можно выделить некоторые наиболее яркие симптомы сенсорной алалии:
- появление проблем с движением;
- несформированность навыков самообслуживания;
- сильная раздражительность;
- заметное отставание в умственном развитии от сверстников;
- общение с взрослым в основном проходит на уровне жестов;
- возникают проблемы в проведении речевых операций.
Выделяют следующие виды алалии:
- Моторная алалия (экспрессивная)
- Сенсорная алалия (импрессивная)
- Смешанный тип (сенсомоторная алалия или моторносенсорная)
Такая классификация алалии введена В.А.Ковшиковым, известным российским логопедом, который занимался глубоким изучением речевых нарушений у детей.
Характерная черта алалии – недоразвитая речь, когда ребенок произносит только звуки или слоги, первые или последние в слове.
Моторная
Моторная алалия возникает при нарушении связи мозговых речевых центров (Брока и Верника) с органами речевого аппарата. Многие дети, имеющие данный диагноз не овладевают языком вплоть до поступления в школу.
Причины:
- Внутриутробное органическое поражение головного мозга
- Множественные повреждения обоих полушарий головного мозга.
Механизмы моторной алалии еще до конца не изучены. Специалисты отмечают, что в основе моторной алалии лежат органические поражения мозга. Однако одни говорят, что в основе нарушения лежит патология моторики, а другие что нарушения психических процессов.
Признаки нарушения:
- Аграмматизм (неправильное построение предложений, неверное использование форм и падежей слов)
- Расстройства поиска слов
- Нарушение слоговой структуры слов
Если у ребенка моторная алалия он может научиться разговаривать, но так и не научиться писать.
Важные критерии диагностики алалии у детей:
- Замедленный темп усвоения языка
- Патологическое развитие языка
- Сохранность слуха
- Понимание обращенной речи
Важно отметить, что часто моторная алалия сочетается с сильно выраженными неврологическими и психопатологическими нарушениями. (Дети, страдающие от аутизма, олигофрении часто имеют речевые патологии).
Сенсорная
Характерным признаком сенсорной алалии является эхолалия, когда ребенок бессмысленно повторяет обращенную к нему речь взрослого.
Сенсорная алалия – речевое недоразвитие, характеризующиеся нарушением понимания речи. Оно связано повреждением левой верхней височной извилины головного мозга, так называемого центра Верника.
При сенсорной алалии у ребенка нарушается фонематический слух и, как следствие, восприятие речи. Ребенок не понимает обращенную к нему речь и поэтому не говорит.
Признаки нарушения:
- Навязчивое и бессмысленное произнесение звуков и их сочетаний (персеверация).
- Неосознанное повторение чужих слов (эхолалия).
- Объединение нескольких слов в единое слово (контаминация).
Симптомы алалии у детей
Признаки проявления заболевания зависят от формы недуга. Так, симптомами моторной алалии являются:
- нарушение мелкой моторики. Ребенок не может самостоятельно застегнуть пуговицы или завязать шнурки;
- частая смена настроения;
- чрезмерная активность может сменяться заторможенностью и малоподвижностью;
- рассеянное внимание;
- низкая работоспособность;
- повышенная утомляемость;
- полное отсутствие речи или неясное воспроизведение звуков;
- скудный словарный запас, что обуславливает неполное понимание того, что говорят окружающие;
- ярко выраженная мимика и жестикуляция.
Для сенсорной алалии характерны следующие симптомы:
- повышенная восприимчивость к звукам, поскольку ничего другого дети не способны понимать;
- бессмысленный и несвязный набор звуков и слов, который воспроизводит ребенок;
- широкое использование в общении мимики и жестов;
- нарушения речи в виде пропуска букв в словах, неправильного окончания или соединения двух слов в одно;
- небольшие нарушения памяти, дети очень сложно или, вообще, не запоминают новые слова;
- импульсивность сменяется замкнутостью, а активность – пассивностью.
На фоне того, что ребенок не может различать речь, которую ему говорят, у него проявляются способности к чтению слов по губам.
Речевой онтогенез
Научные изыскания выявили, что при сенсорной алалии формируется специфическое нарушение слухового анализатора, основанное на слабости возбуждения и торможения и слабовыраженной генерализации (непостоянство звукового восприятия).
Главной особенностью слуха при сенсорной алалии считается быстрое формирование процесса торможения по причине повышенной функциональной истощаемости. При патологии мозговые клетки отличаются недоразвитостью. Прекращение их функциональности наблюдается на уровне нейробластов. Такое нарушение может носить врожденный или приобретенный характер, сформированный в доречевой фазе.
Нарушение функциональности височной области головного мозга
Сенсорная алалия у детей (признаки и лечение описаны в статье) предполагает недоразвитость структур мозга. Морфологическое нарушение области виска вызывает недостаточность анализа и синтеза звуковых раздражителей. По этой причине наблюдается отсутствие формирования связи между звуком и предметом.
В некоторых случаях прослеживается четкая локализация патологического процесса в области Вернике, находящейся в левом полушарии. Иногда определенный участок поражения отсутствует, так как помимо зоны Вернике нарушена функциональность и других областей.
Существуют исследования, подтверждающие, что у многих детей не отмечалось повреждений мозга органической природы. Данные были получены в ходе проведения электроэнцефалографии. Большинство современных ученых считает неправильным отождествление локализации зоны, обуславливающей потерю речи у взрослого человека с дефектом у детей.
Билатеральное поражение мозга
Формирование центров речи, по мнению нейрофизиологов, проходит в онтогенезе. Ученые утверждают, что сенсорная алалия может выступать следствием двустороннего поражения мозговых структур.
Такое воззрение находит подкрепление в том, что одностороннее нарушение вследствие пластичности мозга ребенка и его обширных компенсаторных возможностей не в состоянии вызвать стойкое нарушение речи. Алалия вызывается более обширными органическими повреждениями, нежели афазия.
Диагностика
Поскольку алалия возникает на фоне проблем с функционированием головного мозга, то методы диагностики будут направлены на изучение степени и оценки повреждений в мозгу. Для этого маленькому пациенту необходимо пройти:
- электроэнцефалографию – при которой проводится оценка передачи импульсов и активность головного мозга;
- эхоэнцефалографию – изучение патологий мозга, которое проводится при помощи ультразвука;
- рентгенографию черепа;
- МРТ головы.
Для исключения моторной алалии и, соответственно, подтверждения сенсорной, проводятся дополнительные методы диагностики, среди которых:
- отоскопия, которая проводится для исследования слухового прохода и барабанной перепонки;
- аудиометрию – при помощи которой оценивается острота слуха и определяется минимальная сила звука, которую может услышать ребенок.
Помимо этого, необходима консультация логопеда, который проводит диагностику и оценку слухоречевой памяти и речи. Также могут понадобиться консультации таких детских врачей, как невролог, отоларинголог и психолог.
Диагностика алалии
Пациентам с диагнозом «алалия» необходимо пройти обследование у следующих специалистов:
- Логопеда — для перинатального анамнеза, выявления особенностей речевого и психомоторного недоразвития, а также составления модели лексико-грамматического строя, коррекции фонематических процессов и импрессивной речи.
- Невролога — чтобы выявить источник невралгических дисфункций и генетических аномалий.
- Психолога — для диагностики слухоречевой памяти, сроков психомоторного развития, артикуляционной моторики.
- Отоларинголога — при составлении схемы терапевтического воздействия необходимо исключить повреждения функции слухового аппарата.
Для дополнительной диагностики и выявления степени патологий головного мозга проводят:
- ЭЭГ;
- отоскопию;
- аудиометрию;
- МРТ головного мозга;
- рентгенографию черепа;
- эхо-энцефалографию.
Лечение алалии у детей
Терапия данного расстройства строится на результатах анализов и степени проявления симптомов, а поэтому будет разрабатываться для каждого маленького пациента индивидуально. Самым благоприятным возрастом для лечения недуга считается четыре года, именно в этот период ребенок проявляет наибольший интерес к окружающему миру.
Общие методики лечения включают в себя:
- курсы занятий с логопедом, который нередко совмещают с приемом лекарственных препаратов. Занятия с врачом будут эффективны при всех формах болезни. Схема лечения составляется для каждого ребенка отдельно — учитывается общее состояние здоровья, возраст и степень расстройства. Задача логопеда разработать речевую способность, научить правильно произносить слова и строить фразы, а также увеличить словарный запас. Прием медикаментов направлен улучшение питания головного мозга (полноценное снабжение его витаминами и питательными веществами);
- проведение лечебных логопедических массажей лица. Такой способ лечения способствует тонизированию и расслаблению мышц лица, что может уменьшить проявление некоторых симптомов.
- физиотерапию, цель которой — воздействовать на некоторые зоны головного мозга электрическими импульсами. Такой метод лечения не несет вреда здоровью и совершенно безболезненный, поэтому его можно проводить малышам в возрасте менее одного года.
Если провести своевременное, а главное, грамотно подобранное лечение, ребенок избавится от всех симптомов заболевания или научится их контролировать. Но главное — сможет обучаться в общеобразовательной школе и адаптироваться в обществе.
Не последнюю роль в терапии играет поддержка родителей, поскольку ребенку важно знать о том, что его успехи в лечении не остаются незамеченными самыми близкими людьми, это даст дополнительный стимул к скорейшему выздоровлению, что еще лучше способствует лечению.
Симптомы моторной алалии
При моторной алалии имеют место характерные неречевые (неврологические, психологические) и речевые проявления. Неврологическая симптоматика при моторной алалии представлена, прежде всего, двигательными расстройствами: неловкостью, недостаточной координированностью движений, слабым развитием моторики пальцев рук. У детей имеются трудности с овладением навыками самообслуживания (застегиванием пуговиц, зашнуровыванием обуви и т. п.), выполнением мелкомоторных операций (складыванием мозаики, паззлов и пр.).
Рассматривая психологическую характеристику детей с моторной алалией, нельзя не отметить нарушения памяти (особенно слухоречевой), внимания, восприятия, эмоционально-волевой сферы. По особенностям поведения дети с моторной алалией могут быть гиперактивными, расторможенными либо малоподвижными, заторможенными. Большинство детей с моторной алалией имеют сниженную работоспособность, высокую утомляемость, речевой негативизм. Интеллектуальное развитие у детей-алаликов страдает вторично, вследствие речевой недостаточности. По мере развития речи интеллектуальные нарушения постепенно компенсируются.
При моторной алалии отмечается выраженная диссоциация между состоянием импрессивной и экспрессивной речи, т. е. понимание речи остается относительно сохранным, а собственная речь у ребенка развивается с грубыми отклонениями или не развивается совсем. Все этапы становления речевых навыков (гуления, лепета, лепетного монолога, слов, фраз, контекстной речи) происходят с опозданием, а сами речевые реакции значительно редуцированы.
Несмотря на то, что ребенку с афферентной моторной алалией потенциально доступно выполнение любых артикуляторных движений (в отличие от дизартрии), звукопроизношение оказывается грубо нарушенным. При этом возникают стойкие замены и смешения артикуляционно спорных фонем, что приводит к невозможности воспроизведения или повторения звукового образа слова.
При эфферентной моторной алалии ведущим речевым дефектом является невозможность выполнения серии последовательных артикуляционных движений, что сопровождается грубым искажением слоговой структуры слова. Несформированность динамического речевого стереотипа может привести к появлению заикания на фоне моторной алалии.
Словарный запас при моторной алалии значительно отстает от возрастной нормы. Новые слова усваиваются с трудом, в активном словаре имеются, главным образом, обиходные термины. Малый лексический запас обусловливает неточное понимание значений слов, их неуместное употребление в речи, замены по семантическому и звуковому сходству. Характерной чертой моторной алалии является абсолютное преобладание в словаре существительных в именительном падеже, резкое ограничение других частей речи, трудности в образовании и дифференциации грамматических форм.
Фразовая речь при моторной алалии представлена простыми короткими предложениями (одно- или двусоставными). Как следствие, при алалии имеется грубое нарушение формирования связной речи. Дети не могут последовательно изложить события, выделить главное и второстепенное, определить временные связи, причину и следствие, передать смысл явлений и событий.
При грубых формах моторной алалии у ребенка имеются только звукоподражания и отдельные лепетные слова, которые сопровождаются активной мимикой и жестикуляцией.
Профилактика
Профилактика алалии в основном состоит в:
- благоприятном протекании беременности, лучше всего, если в такой период жизни женщина будет находиться на курорте или в санатории;
- отказе от вредных привычек будущей матерью еще на этапе планирования беременности;
- своевременном лечении инфекционных заболеваний, симптомы или осложнения которых могут нанести вред плоду;
- ограждении от употребления лекарственных веществ без видимых на то причин или предписаний врачей;
- обогащении питания витаминами и питательными веществами, которые должны поступать к плоду;
- регулярном посещении акушера-гинеколога.